Наталя Тарченко
- співзасновниця групи освітніх компаній DEC, лауреатка Премії "Жінка України"-
Про свідоме батьківство, баланс між вихованням і любов'ю та освіту майбутнього
Епізод #4
Гостя |
Сьогодні діти кинули нам величезний виклик, де ми повинні знову вчитися розуміти, приймати та чути свою дитину. Крім того, нові виклики кинуті й системі освіти – сьогодні діти «вимагають» навчання через любов та взаємодію, а не шляхом тиску.

Про прогресивні підходи в освіті, баланс між вихованням і любов'ю, усвідомлене батьківство та досвід багатодітного материнства ми поговорили з дивовижною жінкою, співзасновницею групи освітніх компаній DEC, лауреаткою премії «Жінка України» Наталією Тарченко.

Наталія не тільки досить давно почала замислюватися над альтернативним форматом освіти, але й втілила деякі сміливі ідеї в життя.
Теми, які обговорюються в інтерв'ю
  • Усвідомлене материнство: як знаходитися в контакті з дитиною.
  • Історія створення школи альтернативної освіти.
  • Як побудувати довірчі та дружні стосунки з дітьми.
  • Роль мами в сім'ї – яка вона.
  • Про важливість сповільнюватися та жити в моменті.
  • Щасливий шлюб: головні складові стосунків.
  • Базові навички, необхідні дітям.
  • Формування відповідальності та самостійності у дитини.
Книги, які згадуються в інтерв'ю
  • Гордон Ньюфелд «Тримайтеся за своїх дітей».
  • Кен Вілбер «Інтегральна теорія свідомості».
  • Маршалл Розенберг «Мова життя. Ненасильницька Комунікація».
Читати інтерв'ю (скорочена версія)
- Что для тебя осознанное материнство?

Для меня осознанность очень близка к слову «рефлексия» – когда ты можешь задерживать внимание на том, что ты делаешь, находиться и присутствовать в моменте, уметь анализировать происходящее. Наблюдая за своим супругом, который с сентября начал возглавлять группу наших компаний, я понимаю, что, возвращаясь с работы, он физически дома, а ментально – еще в офисе. И дети это чувствуют.
Если ты осознанный родитель, ты присутствуешь в моменте и намеренно закрываешь дверь офиса. Ты находишься в контакте и с собой, и с ребенком. И тогда, даже если ты проводишь мало времени с ребенком, качество этого времени – невероятное.
Я уже несколько лет учусь у великих педагогов – семьи Амонашвили. И одно из важных упражнений, которое они показывают как инструментарий, – создание будущего образа ребенка. Его суть такова: родители должны представить одного из своих детей через 30 лет и написать пять качеств характера, которыми он должен на тот момент уже обладать. Часто происходит, что у мамы и папы основные качества – абсолютно разные. На следующем этапе упражнения нужно оценить по десятибалльной системе, как эти качества проявлены в вас самих и во втором родителе. А последний этап – оценить, насколько вы сами проявляете эти качества.


- Воспитание или любовь – как найти баланс?

Я рада, что сейчас мы имеем так много шансов учиться и меняться самим как родители. В основе гуманной педагогики и воспитания ребенок – это явление. И воспитание происходит через яркие образовательные образы. У автора книги «Не упускайте своих детей» и основоположника теории привязанности Гордона Ньюфелда есть эссе «Дисциплина без потери связи». Суть в том, что ребенок может учиться только у того, с кем у него есть здоровая привязанность. Изначально это родители. Только в безопасной и комфортной атмосфере ребенок может расти дальше. Когда у ребенка есть привязанность к родителям, выстраивается правильная иерархия в семье: родители старше и они создают рамки, в которых существует вся семья.

Но бывает, что в семье привязанность нарушена. По разным причинам. И тогда ребенок считает, что он главный, что он несет ответственность за себя, он принимает все решения. Поэтому все попытки родителей призвать к дисциплине сталкиваются с сопротивлением ребенка, ведь в своей картине мира он – взрослый. Ребенок начинает конкурировать и спорить с родителями из-за так называемой альфа-позиции. И в этом случае задача родителей – восстановить глубокую связь с ребенком через совместный прожитый опыт, углубление в интересы ребенка. И лишь после этого можно говорить о дисциплине. Дисциплина произрастает, прежде всего, из связи. А связь с ребенком строится из очень мелких вещей.


- Какая в принципе роль мамы в воспитании, а какая – папы?

Я как-то обратилась к Шалве Александровичу Амонашвили с ситуацией: наш ребенок не хочет складывать свои вещи на место. И в последний раз, когда такое произошло, наш папа выкинул вещи со второго этажа, а я была настолько не согласна с его поведением, что сразу ему возразила. На что Шалва Александрович сказал: Наташа, как ты могла вообще допустить, что эти вещи лежат не на своем месте? Ты же женщина. Ты должна была сказать своему мужу: «Дорогой, конечно же, наш ребенок всегда будет убирать, он обязательно научится», и быстро убрать. И, если ты знаешь, что он так переживает, когда видит разбросанные вещи, ты должна была уже их убрать, после чего сказать ребенку: «Я знаю, что ты был очень уставший и пошел спать, я убрала твои вещи». Как женщина ты не должна допускать таких ситуаций.


- Это в принципе вопрос, как в критической ситуации взять паузу и убрать свое эго.

Один из первых навыков медитации – умение замечать разные состояния. Сначала приходит недовольство, несогласие, агрессия, которые поднимаются, и тебе хочется их выплеснуть. Но умение заметить, остановиться и переключиться, – это очень круто.


- Сейчас роль женщины меняется. И трудно не принимать себя, не принимать свои новые потребности, желание идти в реализацию, расправлять свои крылья… Как оставаться собой?

Моя жизнь абсолютно поменялась 16 марта – день, когда мы закрыли все наши офисы. На тот момент я была уже беременна четвертым ребенком. И вдруг я, которая постоянно находилась в движении, оказываюсь дома. С рождением четвертого малыша ты понимаешь, что твой день проходит, и все твои прежние KPI ничего не стоят. Прошел день, а у тебя даже телефонных звонков не было. Как же жить теперь в этом новом качестве? И ты учишься замедляться.
В связи с коронавирусом жизнь замедлилась у всех, заставив нас заглянуть внутрь себя. Ведь в погоне за новыми странами и впечатлениями, мы всегда были во вне, а тут раз – тебя закрыли. Судьба преподносит урок и говорит: «Вот ты училась-училась, получила так много теоретических знаний, а теперь практикуй».
- Как семье, у которой много детей и общий бизнес, взращивать отношения?

Я верю, что все браки создаются на небесах. Я очень счастлива, что с Сашей мы проживаем такой красивый совместный путь. Я думаю, что в паре всегда очень важны совместные динамика и развитие. Это привносит новые измерения в отношения. Также важна наша взаимная тяга к открытию себя. И, конечно, важно планировать время друг с другом.


- Вы друг у друга на первом месте?

Очень хотела бы, чтобы так было. Я, думаю, мы на пути к этому. Но, во всяком случае, есть понимание, что это первостепенно. Только тогда дети будут счастливы.


- В современном образовании на первом месте обучение. А воспитание и привитие навыков – второстепенно, к сожалению. Хотя для детей будущего лучший капитал – это эмоциональный интеллект. Как ты считаешь, какие базовые soft skills необходимы детям?

Если бы я выделяла два самых важных навыка, то на первом месте – коммуникация. Мне кажется, все наши жизненные уроки мы проходим через людей, которые окружают нас, через взаимодействия.
И осознанность коммуникации – это как раз умение очень четко распознавать чувства, как свои, так и другого человека, и четко понимать, что за каждым чувством есть потребность – удовлетворенная или нет.
Мы в принципе взяли это за основу, когда создавали свою школу. Американец Маршалл Розенберг придумал термин «ненасильственной коммуникации» – то, что учит тебя говорить языком сердца. Когда ты понимаешь, что любой конфликт – это всего лишь неудовлетворенные потребности двух сторон.

Второй навык – самостоятельное, независимое обучение. Особенно его важность показала ситуация с коронавирусом, когда мы все остались дома и увидели, что образование – супердоступное. Ребенок, имея какую-то задачу, может сам найти ресурсы, освоить их. В этом случае учитель – не источник знаний, а ментор и наставник, который лишь направляет ребенка.

- Как ты формируешь в своих детях ответственность и самостоятельность?

Все зависит от возраста, так как растяжка от 4 месяцев до 14 лет. Расскажу на примере Назара – самого старшего. Есть три страсти, которые движут ребенком: свобода (в любом действии ты должен давать ребенку свободу выбора), взросление (когда ты показываешь, что какие-то действия ребенка делают его взрослее, это его мотивирует) и стремление к развитию (развитие как раз происходит через челленджи, когда ребенок залез на высокое дерево, ступил в лужу). И в случае с Назаром мы делали, кажется, все, чтобы перекрыть последнюю часть, потому его очень сильно опекали, оберегали. Поэтому важной частью его взросления и развития самостоятельности стали поездки в лагерь. Это то место, где происходят скачки в развитии ребенка.
За две недели происходят жизненно меняющие вещи. Когда он понимает: я – автор своей жизни.
Можливо, відповіді на питання ти знайдеш саме тут